Высококачественный ламповый усилитель своими руками. Высококачественный ламповый усилитель мощности. Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощности

Эта статья продолжает наш разговор об однотактных усилителях мощности. Как вы видите, схема усилителя почти ничем не отличается от схемы усилителя, опубликованной в моей статье в журнале "Радиолюбитель" №9 за 2003 год.

Автор схемы, А.И.Манаков, построил усилитель на двух пальчиковых лампах 6Н2П и 6П43П. Многие радиолюбители, повторившие этот усилитель, были приятно удивлены его мягким естественным звучанием при относительной простоте схемотехники и невысокой стоимости комплектующих элементов. Однако вопросы, поступающие регулярно после публикации, касаются, в основном, двух вещей: выходной мощности и применяемости ламп с октальным цоколем.




Регулятор громкости канала для каждого канала позволяет пользователям создать желаемый баланс громкости между двумя каналами. Чем ниже потребляемая мощность, тем кулер работает, и, таким образом, срок службы трубки продлевается. Мастер громкости дает вам возможность контролировать общий объем усилителя.

Регулятор усиления настраивает величину усиления для каждой из 5 ступеней усиления канала с возможностью выбора. Подключите свои колонки. Подключите педаль для переключения каналов. Полностью без потерь цикл 100% обходит, когда он не используется. Отлично работает с педалями и блоками эффектов в стойке. Ни один корпус не должен быть подключен.

Идя навстречу пожеланиям радиолюбителей, и после консультаций с А.И.Манаковым, предлагаю следующий вариант усилителя.

Схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов, приведена на рисунке.

Рис. 1. Принципиальная схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов

Основных отличий два, это повышенная выходная мощность, около 4 Вт на канал, и кенотронное питание, благотворно влияющее на звучание.

Используя простой мультиметр, любой может установить и предусмотреть новые силовые трубки. Не нужно вынимать шасси из головного шкафа. Просто снимите заднюю панель, чтобы получить доступ к внешнему банку смещения. Этот двухточечный дизайн с ручной проводкой использует компоненты самого высокого качества, военного класса и проводки, а также массивные трансформаторы в стиле винтажа, чтобы полностью развить богатый гармонический контент усилителя, обеспечивая при этом очень тихий фоновый шум даже при высоких уровнях усиления.

Многие в студийных тестах проводились по пути, а также многократные выходы стрельбы из-за «Ультразвукового» против титанов отрасли. Результатом этого являются годы исследований и дизайна, построенные с использованием высококачественных деталей. Этот усилитель говорит сам за себя! - Брюс Булье.

Входной сигнал поступает на сдвоенный переменный резистор, являющийся регулятором громкости. Я применил ALPS, но ввиду его высокой стоимости можно применить любой, желательно проволочный резистор, группы "В" (логарифмическая зависимость). Можно применить два отдельных регулятора громкости, по одному на каждый канал.

В качестве лампы предварительного каскада выбран один из лучших (с моей точки зрения) отечественных малосигнальных триодов - 6Н9С. Обе половинки лампы включены параллельно. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношения сигнал/шум. Настройка каскада заключается в установке на катоде лампы 6Н9С напряжения в пределах 1,3-1,5 вольта, подбором резистора R3. Резистор R4 выбран по наилучшему качеству звучания. Если вы захотите применить другой триод, например 6Н8С, то сопротивление резистора R4 будет 20-25 ком, и в этом случае опять придется подбирать резистор R3. Лампа 6Н8С звучит более аналитично, у нее меньший коэффициент усиления (21 против 70 для 6Н9С), но может быть такой звук кому - нибудь понравится больше. Выбор за Вами.

Ампер позволяет бесконечный диапазон тонов через два канала с независимыми ступенями усиления, отдельное управление усилением, функцию сжатия при перегрузке и настройки эквалайзера, которые не имеют себе равных. И все это благодаря дизайну, который подчеркивает простоту в использовании. Огромное количество оборудования для любого игрока, независимо от уровня мастерства, который ценит величественные звуки что может дать гитара. Привет, Дженс, усилитель потрясающий, он играет его каждую ночь. Помимо отличных чистых тонов, он очень красиво сочетает классические и современные тона.

Выходной каскад выполнен на лучевом тетроде 6П13С, включенном триодом. Именно триодное включение наиболее оптимально с точки зрения качества звучания. Выходной каскад особенностей не имеет. Единственное, что придется сделать, это подобрать с помощью резистора R8, ток через лампу в пределах 60-65 ma. Этот резистор можно составить из двух, параллельно соединенных резисторов, например по 1 ком 2 вт. Если есть желание, можно применить распространенную лампу 6П3С или 6П7С. Ток покоя выходного каскада в этом случае должен быть в пределах 70-75 ma. Однако хочу заметить, что в этом случае уменьшится мощность до 2х Ватт (при применении 6П3С) и увеличится суммарный коэффициент гармоник усилителя. Я пробовал лампу 6П7С и хочу отметить, что звучит она неплохо. При ее применении резистор в цепи автоматического смещения подбирается в пределах 220-230ом 2вт, а резистор между второй сеткой и анодом в пределах 150-230ом 2вт. Ток покоя в этом случае составит около 70 ma. Выходная мощность усилителя в этом случае будет около 3вт на канал.

У этого есть некоторый отличный низкий удар, сохраняя чистоту струн. А для тех, кто предпочитает делать свое собственное смещение, на задней панели усилителя есть смещающие порты, поэтому нет необходимости снимать шасси. Настоящая гарантия распространяется на первоначального покупателя.

Неполноценные продукты, которые подходят для покрытия по настоящей гарантии, будут отремонтированы или заменены бесплатно. Любые подразумеваемые гарантии, включая, без ограничений, любые подразумеваемые гарантии товарности или пригодности для какой-либо конкретной цели, налагаемые в соответствии с законодательством штата, ограничиваются продолжительностью этой ограниченной гарантии. В некоторых штатах не допускаются ограничения на срок действия подразумеваемой гарантии, поэтому указанные выше ограничения могут быть неприменимы к вам.

Теперь о деталях. От качества разделительного конденсатора С3 зависит звучание усилителя в целом. Я применил Jensen, а из отечественных можно применить К71, К78, К73, К40У-9, К40У-2, К42У-2 на соответствующее напряжение от 250В.

Конденсаторы постоянной емкости, шунтирующие электролитические, в цепях автоматического смещения ламп - пленочные. Шунтирование электролитов конденсаторами постоянной емкости улучшает звукопередачу в области высоких частот.

Как и многие взрослые, которые посещали слишком много рок-концертов в своей безрассудной молодежи, мой слух не тот, каким он был. Это то, что четыре или пять часов пребывания перед стенкой громкоговорителей, перекачивающих музыку на более чем 100 децибел, будут делать слух человека - в течение следующих 30 или 40 минут мир звучит мягко и приглушенно, как будто воздух толстый с невидимыми облаками ватных шариков. Но мне трудно слышать, как кто-то говорит со мной в переполненном ресторане, и некоторые звуки с неправильным акустическим профилем заставят мои уши звонить часами.

Емкость этих конденсаторов может быть на один- два порядка меньше емкости электролитического. Конденсаторы, шунтирующие электролитические в цепях питания, можно применять К73; К77, а сами электролиты в фильтрах блока питания - Teapo, Samsung и т.д. В цепях автоматического смещения ламп, электролитические конденсаторы старайтесь применять наилучшего качества, например Black Gate. При их применении, можно отказаться от шунтирующих емкостей вообще.

Самое болезненное - эмоционально и буквально - посредственная верность моей домашней стереосистемы, которая дразнит слушателя случайным всплеском высоких частот или удар баса, но в основном доставляет какофоническую кашу. Это противоположность тому, что большинство людей будет описывать как «теплое», что является узким техническим термином искусства среди аудиофилов. Для остальных из нас, теплый, предлагает богатые и округлые тона, ноты и аккорды такой глубины, что слушатель может почти представить, что он присутствует в присутствии певца или музыканта, выступающего без помощи микрофонов или усилителей.

Выходной трансформатор TW6SE московской фирмы "Аудиоинструмент". Зайдя на сайт фирмы по адресу www.audioinstr.h1.ru , вы можете посмотреть и заказать интересующие Вас лампы, трансформаторы, дроссели, ламповые панели и т.д.

Постоянные резисторы Р1-71 с допуском 1-2%. Можно применить ВС, а также и более распространенные типа С2-33Н или МЛТ, соответствующей мощности.

Теплый, интимный, теплый, чистый и чистый, теплый, не делает мои уши кольцами. Мои уши никогда не звонили после прослушивания, независимо от того, насколько громко. Если бы трубки могли это сделать, это было бы не что иное, как чудо. Не для оборудования, но для знания.

Внутренний элемент называется катодом, который окружен катушечной длиной электрически заряженной проволоки, называемой сеткой, за которой расположено кольцо из листового металла, называемое анодом или пластиной, которое имеет форму, говорит Хейс, вид как маленькая банка без верхнего или нижнего. И это, в грубо упрощенном ореховом скобке, является определением усиления.

Есть ряд вопросов, касающихся колпачка, надеваемого на анод лампы 6П13С. В радиолюбительской литературе много предложений по этому поводу. Я в своих конструкциях давно и с успехом применяю наконечники свечных проводов от любого легкового автомобиля. За счет конструкции наконечника, контакт получается плотным и надежным, и что немаловажно, можно изменять его внутренний диаметр, так как для разных ламп - он разный. Если наконечник плохо паяется, примените флюс для пайки изделий из стали или цветных металлов.

Тем не менее, трубы - это не просто элегантные усилители напряжения - они превосходные линейные усилители напряжения, а это означает, что когда вы увеличиваете вход в трубу, вы получаете почти совершенно пропорциональное увеличение на другом конце. Напротив, вы не можете просто купить твердотельную версию трубки и заменить ее, один на один. Для воспроизведения того, что делает трубка, требуется небольшая часть твердотельных частей. Каждая из этих частей может вводить акустический артефакт, который необходимо исправить, заставляя дизайнеров твердотельных схем использовать трюки, такие как отрицательная обратная связь, в которых выход усилителя повторно вводится во вход для достижения линейности, присущей трубам.

Блок питания выполнен на кенотроне 5Ц3С (5Ц4С,5U4G). Применение кенотронного питания, по сравнению с диодами, делает звучание усилителя более теплым и связным.

Попробуйте, и убедитесь в этом сами. Много статей написано по поводу кенотронного питания, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Трансформатор питания имеет четыре вторичных обмотки. Две из них питают накалы ламп первого и второго канала усилителя, одна - питание кенотрона, а анодная, с выводом средней точки, рассчитана на 300v х 2 при токе 200 ma. В первом приближении, сколько вольт на обмотке трансформатора, столько и на выходе,после дросселей и конденсаторов питания.

С самого начала бренды труб ассоциировались с высокой точностью. Труба, рекламируемая здесь, представляет собой пентод, который имеет пять внутренних элементов вместо трех, как триод. Лучшая триодная трубка очень близка к идеально линейной, - продолжает Хейс. Лучший транзистор с большей вероятностью имеет резкий изгиб где-то вдоль линии, что должно быть исправлено. Разработчики транзисторных усилителей имеют сложную задачу преобразования этих изгибов в факсимиле линейного выхода. К их чести, они очень хорошо это сделали, но вам нужно использовать больше деталей, и чем больше у вас частей, тем больше побочных эффектов.

Дроссели можно использовать ДР-2ЛМ, ДР-2,3-0,2 от чёрно-белых телевизоров, унифицированные Д 21, Д 31, данные тех и других находятся на сайте igdrassil.tk.

Дроссели, используемые мной в данной схеме, тоже от "Аудиоинструмента". Индуктивность их 5Гн, рассчитаны они на ток 300 ma.

Монтаж усилителя выполнен навесным способом, максимально использованы выводы самих деталей и контакты ламповых панелек. Земляная шина выполнена медным одножильным проводом диаметром 0,8 мм и имеет контакт с шасси в одной точке, рядом с входом. Провода, идущие к накальным выводам всех ламп, должны быть перевиты между собой. Это нужно для уменьшения фона переменного тока. Для этой же цели служат и резисторы R9-R12. Также нужно перевить провода, идущие от входного разъема к регулятору громкости. В качестве этих проводов я применяю тоже одножильные, диаметром 0,4-0,7мм, каждый из которых (для защиты от короткого замыкания) изолирован шелковой изоляцией (применяется тонкий шнурок для обуви).

Чарли Хансен знает эти части так же глубоко, как Хейс знает трубки. Как и я, Хансен вырос, слушая музыку, воспроизводимую через трубчатые усилители. Частично это объяснялось тем, что индустрия электроники хотела что-то новое для продажи, но транзисторы представляли собой значительное улучшение по сравнению с трубами, даже если было затруднительно повторить их линейность по той простой причине, что в отличие от трубок твердотельные компоненты не изнашивались вне.

«Трубы - это то, что трубки являются окончательными, но трубки полностью перепутаны», - говорит Хансен. «Они изнашиваются, когда вы включаете часть оборудования». Однако покупка нового нового музыкального плеера, по крайней мере, вознаграждает потребителя за новые звонки и свистки. Удивляясь, когда конкретная трубка в вашем стереосистеме умрет, и, не забывая планировать эту абсолютную уверенность, больше нравится волноваться о поездке к дантисту.

В заключении хочу сказать о том, что данный усилитель не просто схема, а реально изготовленный и прекрасно зарекомендовавший себя аппарат. Я его использую уже около трех месяцев и очень доволен его звучанием. Для тех, кто считает что 4 Вт на канал мало, скажу, что в комнате, площадью 16 квадратных метров при использовании акустики KEF Q1 (чувствительность 91 Дб), усилитель развивает звуковое давление, соизмеримое со звуковым давлением, развиваемым транзисторным усилителем, мощностью 40 вт на канал (это результаты субъективной оценки моих друзей - музыкантов). Но звук другой. Усилитель прекрасно чувствует малейшие нюансы звучания инструментов или голоса и как-бы "дышит" (простите меня, если сравнение не очень корректное). Звук его не утомляет, его хочется слушать и слушать.

Кроме того, большинство из нас не может забыть менять батареи в нашей дымовой сигнализации два раза в год, и вы можете покупать батареи в любом продуктовом магазине. Ухудшается: усилители мощности - это всего лишь устройства, к которым подключены громкоговорители, и некоторые люди клянутся звуком так называемых моноблоков, которые являются мощными усилителями мощности динамиков, один для левого канала, один для правой. Некоторые аудиофилы также покупают так называемые фоно-этапы, которые являются специализированными предусилителями, которые были специально разработаны для исправления несовершенного выравнивания, которое намеренно предназначено для всех виниловых пластинок.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Л1 *2 Радиолампа 6Н9С 2 Поиск в LCSC В блокнот
Л2 *2 Радиолампа 6П13С 2 6П7С Поиск в LCSC В блокнот
Л3 Радиолампа 5Ц3С 1 Известны факты, что эту лампу заменяли двумя диодами Поиск в LCSC В блокнот
С1, С4, С9 *2 С10 220 мкФ 450 В 7 С4 на 25 Вольт Поиск в LCSC В блокнот
С2, С8 *2 Конденсатор 1 мкФ 400 В 4 Поиск в LCSC В блокнот
С3 *2 Конденсатор 0.22 мкФ 400 В 2 Поиск в LCSC В блокнот
С5, С6 *2 Конденсатор 2.2 мкФ 4 Поиск в LCSC В блокнот
С7 *2 Электролитический конденсатор 470 мкФ 50 В 2 Поиск в LCSC В блокнот
С11 Конденсатор 2 мкФ 400 В 1 Поиск в LCSC В блокнот
R1 *2 Переменный резистор 47 кОм 2 Поиск в LCSC В блокнот
R2 *2 Резистор

300 кОм

Все это означает, что на одном компоненте может быть еще одна дюжина или более трубок, которые любитель музыки должен помнить, чтобы их заменить. Как часто происходит эта замена? В этот момент вы должны знать, что пришло время менять трубки - или некоторые из них, во всяком случае, поскольку трубы изнашиваются по разным ставкам, но к тому времени ваша жена, вероятно, подала бы на развод, так что вы, вероятно, будете иметь другие вещи на вашем уме. Стопку усилителей можно наблюдать за басистом Филом Лешем.

Изображения любезно предоставлены Ричардом Пехнером. Вообще говоря, труба продержится от 2 до 20 лет, - говорит Хейс, становясь настолько же конкретным, насколько это возможно, - в зависимости от того, сколько кто-то слушает. Большинство трубок идут плохими намного раньше и во всевозможных развлекательных путях. Наиболее распространенный сценарий отказа для трубки заключается в том, что оксид на поверхности катода по существу исчерпывает электроны, чтобы высвободиться, когда он нагревается. Это означает, что в принципе нет ничего для отправки на анод, чтобы произвести усиление.

2 Поиск в LCSC В блокнот
R3, R7 *2 Резистор

510 Ом

4 R7 на 2 Вт. Для лампы 6П7С, R7 150-220 Ом Поиск в LCSC В блокнот
R4 *2 Резистор 47-51 кОм 2 2 Вт Поиск в LCSC В блокнот
R5 *2 Резистор 1.3-1.5 кОм 2 2 Вт Поиск в LCSC В блокнот
R6 *2 Резистор

Цифровые способы воспроизведения звука постоянно развивались и совершенствовались, но проблема создания высококачественных усилителей мощности всё ещё оставалась. И в поисках путей ее решения многие конструкторы обратили своё внимание на ламповые усилители. Причину такого их поведения можно понять, если вспомнить, что эти усилители при относительно более умеренных, чем транзисторные, технических характеристиках имеют более широкий динамический диапазон и обеспечивают, с точки зрения ценителей высокой верности звуковоспроизведения, более чистое, естественное и прозрачное звучание.

Проблема с этим типом отказа, однако, в том, что если у вас есть усилитель, который, кажется, не доставляет то, к чему он привык, откуда вы знаете, какая трубка плоха? Некоторые провалы просты, например, трещина в стеклянной оболочке трубки, что приводит к тому, что серебристо-черное покрытие на верхней внутренней поверхности трубки становится белым. Однако другие неисправности в трубах являются абсолютно коварными.

Конденсированное покрытие образует проводящие пути, позволяя протекать немного тока между элементами, которые не должны. Эти пути разрушаются и переформатируются, что приводит к возникновению этого случайного шума распыления. Технически ничто не износилось, но внутри трубки произошло перекрестное загрязнение. Другими словами, трубка может по-прежнему иметь много жизни в ней, но вы не захотите ее использовать.

И понятно желание многих иметь такой высококачественный ламповый усилитель. Хотя такие усилители производят многие известные фирмы, цены у них заоблачные, и приобрести ламповый усилитель далеко не каждому по карману. Однако выход есть - изготовить усилитель самостоятельно.

Высококачественный ламповый усилитель, описание которого предлагается вашему вниманию, и который вполне по силам изготовить радиолюбителю средней квалификации, может удовлетворить потребности самых взыскательных ценителей естественного звука. Из двух идентичных усилителей можно построить полный стереофонический усилитель. Он может работать от любого (в том числе и от высокоомного) источника звуковых сигналов, обеспечивающего выходное напряжение не менее 0,25В. Отличительная особенность усилителя - использование высокосимметричных каскадов предварительного усиления и применение перекрестных ООС, стабилизирующих режимы работы и параметры УМЗЧ. При сравнительно простом схемном решении, усилитель обладает неплохими техническими характеристиками.

Чтобы само собой разумеющееся, твердотельные схемы этого не делают. Трубы также микрофонны, говорит Хансен. Если вы нажмете на трубку, особенно в фоновом режиме, вы услышите очень громкие звуки, проходящие через динамики. Не все новые трубки созданы равными, что всегда имело место, но теперь кажется более выраженным, когда практически все новые трубки сделаны в Китае и странах бывшего Советского Союза. Сегодня подавляющее большинство мировых ламповых ламп, большинство из которых выпускаются для гитарных усилителей, изготавливаются на нескольких фабриках в Китае, России, Чехии, Словацкой Республике и Канаде.

Принципиальная электрическая схема одного канала усилителя приведена на рис. 1 и на рис. 2.

Основные технические характеристики:

Номинальное входное напряжение, В. . .0,25
Входное сопротивление, МОм. . .1
Номинальная (максимальная) выходная мощность Вт. . .18 (25)
Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц. . .20...20 000
Коэффициент гармоник при выходной мощности 1 Вт % . . .0,05
Относительный уровень шума (невзвешенное значение), дБ, не более. . .- 85
Диапазон регулировки тембра, дБ. . .- 15...+15

Рис.1 Предварительный усилитель



Рис. 2 Оконечный каскад усилителя

Входной сигнал через регулятор стереобаланса R1 и тонкомпенсированный регулятор громкости на элементах С1, С2, СЗ, R2-R4 поступает на вход первого каскада УМЗЧ, собранного на малошумящем пентоде 6Ж32П (VL1). В этом каскаде можно использовать и триод 6С62Н с лучшими шумовыми характеристиками (рис. 2). Важно только, чтобы коэффициент усилении этого каскада по напряжению был более 50, что даст возможность скомпенсировать ослабление сигнала на краях воспроизводимого диапазона частот вносимое регулятором тембра.
Включенная в катодную цепь лампы VL1 цепочка R.7С5 обеспечивает автоматическое смещение, а резистор Rб определяет местную ООС по току. Напряжение, снимаемое с анодной нагрузки этой лампы, подводится к пассивным регуляторам тембра высших (R11, R14, R15, С8, С12) и низших (R12, R13, R17, R18,С9,С10) звуковых частот, собранным по классической схеме. Каскад фазоинвертора выполнен на лампах VL2 и VLЗ. Он формирует парафазные симметричные сигналы даже при существенном разбросе параметров элементов УМЗЧ. К построению этого каскада следует подойти с особым вниманием, поскольку в значительной степени именно он определяет уровень нелинейных искажений усилителя.
Лампы VL2.1 и VL2.2 включены по схеме катодных повторителей. Напряжения с их нагрузочных резисторов поступают на управляющие сетки ламл VL3.1 и VLЗ.2 другого плеча и на катоды этих же ламп того же плеча усилителя. Все следующие за фазоинвертором выполнены по двухтактной схеме. Это относится к предоконечному и оконечному каскадам, первый из которых собран на триодах VL4.1 и VL4.2 лампы VL4, а второй - на выходных пентодах VL5 и VL6.

Фазоинверсный и предоконечный каскады охвачены перекрёстной ООС, которая компенсирует влияние емкости монтажа и улучшает фазовые соотношения инверсных сигналов на высших звуковых частотах. Цепи этой связи образованы конденсаторами С13-С16. Помимо перекрестной ООС, усилитель охватывают три основные цепи обратной связи. Напряжение первой из них снимается со вторичной обмотки выходного трансформатора Т1 и через цепь R34, С17 подается на вход (управляющую сетку лампы VL2.2) фазоинвертора,напряжение второй снимается с анодных нагрузок ламп оконечного каскада VL5, VL6 и через цепи R28С26 и R35С25 подаётся на катоды триодов предоконечного каскада VL4.1 и VL4.2. И наконец третья цепь ООС охватывает только оконечный каскад по экранирующим сеткам.

Несколько слов о назначении отдельных элементов УМЗЧ. В цепи R32С19 формируется напряжение, определяющее рабочую точку ламп VL4.1 и VL4.2. Цепь С18R37 улучшает фазовые соотношения сигналов при максимальной их амплитуде. Резисторы R34 и R19 определяют глубину общей ООС. Резистором R42 устанавливают одинаковые постоянные составляющие анодных токов ламп VL5 и VL6, чтобы исключить подмагничиванне магнитопровода выходного трансформатора и снизить нелинейные искажения. Отводы от вторичной обмотки служат для подключения нагрузки с электрическим сопротивлением 16 и 8 Ом, а также для подбора оптимальной ООС. К усилителю рекомендуется подключать акустические системы, имеющие электрическое сопротивление 16 Ом и обеспечивающие большее звуковое давление.

УМЗЧ смонтирован на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размером 180х90 мм и толщиной 1,5 мм (рис 3). Для монтажа использованы постоянные резисторы МЛТ, переменные СЗ-З0в-В (R1, R2, R13, R15), СЗ-З0а (R22) и С5-5 (R42); конденсаторы К50-12 (С19-С22, С27-С29), К73-5 (С23-С26), КТ (С13- С16) и КМ (остальные).

Рис. 3 Печатная плата усилителя

Выходной трансформатор выполнен на броневом ленточном магнитопроводе ШЛ25X40 (толщина ленты 0,1 мм). Можно использовать и Ш-образный магнитопровод из пластин Ш25 и толщиной набора 40 мм. Обмотки 1-2 и 13-14 содержат по 50, а 6-7-8-9 - 15+15+15 витков провода ПЭВ-2 1,0, обмотки 5-4-3 и 10-11-12 состоят из 600+800 витков провода ПЭВ-2 0,2.

При намотке выходного трансформатора необходимо обеспечить строгую симметрию половин его первичной обмотки, разделив каркас на две одинаковые части перегородкой, параллельной боковым щёчкам. Перед налаживанием УМЗЧ необходимо тщательно проверить правильность монтажа и надежность паек. Затем, включив питание, измерить напряжения в цепях накала всех ламп (они должны находиться в пределах 6,3...б,б В), на их электродах и на конденсаторах С20-С22 и С28, С29 (допустимое их отклонение от указанных на принципиальной схеме не должно превышать 5 %).

Далее, установив регуляторы тембра в среднее положение, а регулятор уровня сигнала в положение максимальной громкости, подать на вход усилителя синусоидальный сигнал частотой 1 кГц и уровнем Uэфф=0,1 В. Затем, о поочередно подключая осциллограф к управляющим сеткам ламп VL5 и VL6, нужно проконтролировать форму положительной и отрицательной полуволн сигнала при плавном увеличении напряжения на входе усилителя (до насыщения). Закончив эту операцию, подстроенным резистором R22 нужно добиться полной симметрии и равенства амплитуд контролируемых сигналов на сетках выходных ламп с точностью до 0,05 В.

После этого, подключив ко вторичной обмотке трансформатора Т1 эквивалент нагрузки в виде постоянного резистора сопротивлением 16 Ом и мощностью 20 Вт установив на входе усилителя напряжение 0,25 В, следует проверить переменные напряжения на электродах всех ламп на соответствие указанным на принципиальной схеме.

Далее, контролируя напряжение на эквиваленте нагрузочного сопротивления, по максимальному его значению опытным путем найти место вывода вторичной обмотки трансформатора, к которому следует подключить цепь ООС R34С17. Затем, измерив номинальное (при входном сигнале Uэфф= 0,25 В) и максимальное (при едва заметном насыщении) напряжения на эквиваленте нагрузочного сопротивления, по известной формуле определить номинальную и максимальную мощности усилителя.

На принципиальной схеме показан вариант подключения нагрузки сопротивлением 16 Ом. Для работы усилителя с акустической системой сопротивлением 8 Ом при регулировке усилителя следует подключить к нему соответствующий эквивалент нагрузки и по изложенной выше методике подобрать новое место отвода вторичной обмотки выходного трансформатора.

Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6Ж32П
    • Справочные данные
  2. 6Н2П
  3. 6Н6П
  4. 6П41С
    • Справочные данные
Дата: 2017-07-16 Дата: 2017-06-17 Дата: 2017-03-10 Дата: 2016-11-29 Дата: 2016-05-27 Дата: 2016-05-02
Добавил: Александр
После долгих экспериментов со своим усилителем, приведённым по ссылке ниже, больше всего понравился вариант когда в качестве V2 стоит 6Н1П, в качестве V3 6Н23П, а в качестве V4 6Н6П. Любые другие сочетания ламп значительно проигрывали сочетанию из этих ламп. Особенно передача сцены, как только меняешь на другое сочетание, сцена сразу становится плоской, пропадает глубина и инструменты начинают тонуть в общей музыкальной картине. Хотя при проведении объективных измерений при одинаковых мощностях частотные и гармонические искажения практически не меняются. Ещё заметил, что лампа 6П41С лучше всего даёт детальное и объёмное звучание при чисто тетродном включении или в слабом ультралинейном включении, когда вторая сетка подключается не к 40-60% от анодной обмотки, а 10-25% анодной обмотки. В триодном и в ультралинейном включении звук немного более мягкий, но пропадает объёмность звучания.
Дата: 2016-02-25
Дата: 2016-01-11
Добавил: Александр
Данную схему собирал первый раз лет десять назад,но без регуляторов тембра, с одной стороны довольно не плохо звучал, но всё-же не хватало прозрачности в верхах. Хотя по проведённым измерениям всё укладывалось в нормы. После детального исследования, вставил за место анодных резисторов генераторы тока на лампах 6Ж32П и установил блок питания с полностью стабилизированными напряжениями, как накала,так и анодов выходных ламп, и усилитель запел, да так, что после него я забросил все свои другие фирменные и собственноручно собранные усилители. Конёк данного усилителя это акустическая музыка. Если бы вы слышали как звучит 16тон Армстронга с его проигрышами на трубе. Потом я переделал предварительный каскад на лампы 6Н23 и тоже остался очень доволен. Но во всём этом всё-же есть ложка дёгтя, это изготовление выходного трансформатора, но и её можно исправить правильно изготовив его. Выходной каскад я применял на 6П3, 6П6, 6П41, ГУ50 , 6С33 , и выходного напряжения предварительного каскада в 60 вольт хватало раскачать их без труда. Вообще предварительный каскад достоин отдельного обсуждения, а не огульного охаивания как везде происходит. Сейчас я опять занимаюсь этим усилителем, собрал его на заводских платах в различных вариантах ламп, если кому интересно да и, что-бы не быть голословным, вот ссылка на яндекс диск с фото печаток к нему: https://yadi.sk/d/WHMe_hJNmpjPu
Надеюсь, этим я не нарушаю правила.
Дата: 2016-01-11
Дата: 2016-01-03 Дата: 2015-11-16 Дата: 2015-11-16 Дата: 2015-11-01 Дата: 2015-02-07 Дата: 2014-08-01 Дата: 2013-11-10 Дата: 2013-09-16 Дата: 2013-09-16 Дата: 2013-07-18 Дата: 2013-01-27 Дата: 2013-01-07 Дата: 2013-01-07 Дата: 2012-11-27 Дата: 2012-11-01 Дата: 2012-08-15 Дата: 2012-02-19 Дата: 2012-02-11 Дата: 2012-02-09 Дата: 2012-01-08
Добавил: Олег
собрал усилитель,как звучит,пока сказать не могу(надо еще переправить его с работы домой),а по осциллографу очень даже хорошо. входной каскад с темброком не делал.Настраивал на нагрузочных резисторах,выходная мощность до заявленной не дотягивает,10-12вт,дальше уже насыщение(при токе анодов 6п41-65ма),как выжать больше я не знаю,я не спец в ламповой технике.На том сечении железа, что в статье,намотать не реально.Если мотать как положено(с изоляцией каждого слоя),железо использовал от ОСМ-160,число витков из статьи.АЧХ усилителя линейная до 12 кгц дальше небольшой спад.Вообщем, сбылась моя мечта собрать этот ламповый усилитель,это моя вторая попытка первая была лет 15 закончилась неудачей (не удосужился качественно намотать выходной транс,был молодым хотелось побыстрей)а ведь именно от качества намотки все характеристики
Дата: 2011-12-14
Дата: 2011-08-05 Дата: 2011-05-26
Добавил: ur5zix
Собрал усилитель в четырех канальном варианте два фронт два тыл.Вместо 6н6п 6н1п вм 6п41с EL84 фронт 6п14п тыл.Выходные трансы от Днепр-11. Ниже 80 Гц работает усилитель на 4-х 6п3с-е общий для всех каналов.Центральный канал на двух 6п41с в триодном включении прд на6н6п по Манакову твз1-6 .Выиграша центрального канала над остальными четырьмя не заметил но мощи отдавал гораздо меньше,перекрестные емкости в пикофарадах.VL2иVL3 6н23п,эти лампы и6н1п нужно подбирать на идентичность двух триодов.Звук просто потрясающий Первый каскад с тембрами не применял. Входной кондер в сетке VL2 бутерброд КБГИ 0025мкф на 600 в К71-2 001мкф переходные на сетки выходных ламп тоже бутерброды К71-2 4700 пф и К78-2 0015мкф на1500в
Дата: 2011-05-08
Дата: 2011-03-29 Дата: 2011-03-29
Добавил: Евгений
Очень правильный усилитель. Грамотно рассчитан, нет ненужных деталей, 6ж32п конечно же лучше заменить на 6с62н, что собственно и делал многие годы. Если поработать с выходным трансформатором, грамотно намотав его на правильном железе, раза в полтора больше что указал автор, усилителю цены не будет. А всякие "хуендщики" пусть возьмут советские справочники и попробуют правильно рассчитать похожую схему, я на них посмотрю, мастера слепить из одного триода, двух резисторов и кондёра девайс, подобрав детали вообще на слух, назвав ЭТО "хуендом". Кстати схема на VL2, VL3, VL4 замечательно себя показала совмесно с многими выходными каскадами, на EL34, 6п3с, 6р3с-1(ГУ-18-1, ГУ-19-1), КТ-66 И КТ-88.
Не знаю слова Для меня не существует слова Хай-Энд, Его предумали абсолютно безграмотные люди("золотой унитаз" - больше подходит). Существует стандарт HI-FI - DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88
Дата: 2011-02-25
Дата: 2010-12-10